[Греч. Παΐσιος ὁ ῾Αγιορείτης] (25.07.1924, сел. Фараса (Турция) - 12.07.1994, мон-рь Иоанна Богослова, Греция), прп. (пам. 29 июня). В миру Арсений Эзнепидис. Церковный деятель, проповедник, писатель, один из наиболее известных монахов и духовных наставников Св. горы Афон кон. XX в. При его содействии был создан мон-рь св. ап. Иоанна Богослова близ Суроти (Греция; см. в ст. Иоанна Богослова апостола монастырь близ Суроти). Инициатор прославления в лике святых прп. Арсения Каппадокийского. Автор неск. книг и многочисленных писем.
Род. в благочестивой семье, был 8-м ребенком; отца звали Продромом, мать - Евлогией. Прп. Арсений Каппадокийский совершил над младенцем Таинство Крещения и стал его восприемником. В дальнейшем личность крестного отца оказала на П. С. огромное влияние, а молитвенное общение с ним было исключительно важным в течение всей его жизни. Впосл. П. С. обрел мощи прп. Арсения, написал его Житие и способствовал его канонизации (1986).
В 1924 г. при греко-тур. обмене населением семья Эзнепидис переселилась в г. Коница (Эпир), там прошли детство и юность Арсения. С ранних лет проявились его склонности к аскетизму: он любил читать Свящ. Писание и жития святых, часто уединялся для молитвы, подражал святым в посте и др. подвигах. Стремление к безмолвию сочеталось в жизни П. С. с деятельной помощью ближнему, он был отзывчив и обладал даром утешения.
Окончив 6 классов начальной школы, Арсений выучился мастерству плотника и стал работать, помогая семье. В 1945-1950 гг., во время Гражданской войны в Греции, служил в армии радистом и принимал участие в боевых действиях на стороне правительственных войск. В момент смертельной опасности он дал обет Богородице 3 года трудиться на восстановлении посвященного Ей монастыря Стомион близ Коницы, куда он и отправился позднее после недолгого пребывания на Афоне. Опыт, полученный в армии, П. С. впосл. нередко использовал в своих поучениях для иллюстрации законов духовной жизни. После увольнения из армии П. С. в солдатской форме прибыл на Афон и 3 месяца прожил в каливе Сретения Господня скита св. Анны, однако ему пришлось вернуться в Коницу, чтобы помочь семье.
В 1953 г. Арсений снова уехал на Афон и поступил послушником в монастырь Эсфигмен, где 27 марта 1954 г. был пострижен в рясофор с именем Аверкий. Через нек-рое время, стремясь подготовить себя к отшельнической жизни, инок Аверкий перешел из общежительного Эсфигмена в особножительный Филофея преподобного монастырь.
Из-за суровых аскетических подвигов и тяжелых трудов у инока Аверкия начались проблемы со здоровьем: обмороки и горловые кровотечения. Он был вновь вынужден на 3 месяца выехать с Афона в Коницу. 3 марта 1957 г. в мон-ре Филофея состоялся постриг инока Аверкия в мантию с именем Паисий. П. С. не оставлял своих суровых подвигов и искал возможность вести отшельническую жизнь в Катунакиях на Афоне, но в видении Пресв. Богородица повелела ему возвращаться в Коницу в мон-рь Стомион.
В 1958-1962 гг. П. С. трудился, восстанавливая обитель во имя Пресв. Богородицы, заботясь о бедных, укрепляя благочестие среди бывш. односельчан и противодействуя проповеди протестантов, сумевших увлечь в протестантизм большое количество горожан.
В 1962 г. П. С. уехал из Коницы на Синай, в мон-рь вмч. Екатерины, по приглашению иеродиак. Дамиана (Самардзиса), впосл. архиепископа Синайского, Фаранского и Раифского. Прожив 2 месяца в мон-ре, П. С. перешел в близлежащую келью святых Галактиона и Епистимии, где жил уединенно, лишь изредка спускался в мон-рь на богослужение, а также для духовной помощи братии. Рукоделием старца в этот период была резьба по дереву, вырученные деньги он тратил преимущественно на помощь детям бедуинов.
В 1964 г. из-за болезни П. С. был вынужден оставить келью святых Галактиона и Епистимии и вернуться на Афон, где поселился в каливе святых Архангелов скита Честного Предтечи, принадлежащего Иверскому мон-рю. В этой каливе вокруг П. С. собралось небольшое братство. Духовником самого П. С. был в то время иеросхим. Тихон (Голенков). В 1966 г. о. Тихон стал восприемником П. С. при постриге в великую схиму.
Из-за сырого климата у П. С. опять начались проблемы со здоровьем, он был вынужден лечь в больницу в Фессалонике, где ему удалили часть левого легкого. После операции о П. С. заботились благочестивые женщины, к-рые жили полумонашеской группой (сестричеством), и по выздоровлении он помог этим сестрам создать исихастирий (мон-рь) св. ап. Иоанна Богослова близ Суроти, о к-ром заботился до самой своей кончины.
Вернувшись на Афон, П. С. поселился в Ипатиевской келье в Катунакиях, где прожил год. В 1968 г. он перебрался в полуразрушенный мон-рь Ставроникита, чтобы помочь монахам его восстановить. После кончины старца Тихона (Голенкова; † 23 сент. 1968) переселился в его келью Честного Креста на Капсале.
П. С. совершил ряд поездок: в К-поль, родное сел. Фараса, где собирал материалы о прп. Арсении Каппадокийском, на острова Тинос и Эгину (1972), в Австралию, где духовно укреплял многочисленную греч. правосл. общину (1977), в Этолию и Акарнанию (1980), на Св. землю (1982), Синай (1982 и 1988), во Фракию (1987 и 1989) и в Навпакт (1989).
В 1979 г. П. С. переселился в келью Панагуда, принадлежащую мон-рю Кутлумуш. Одним из преимуществ этой кельи было то, что она находилась недалеко от Кареи и от 3 мон-рей: Кутлумуша, Иверского и Ставроникиты, поэтому многочисленные паломники, к-рые приходили к П. С. за советами, могли остановиться в разных местах, не обременяя только одну к.-н. обитель. Панагуда стала последней кельей, в к-рой проживал П. С. до 1993 г.
В окт. 1993 г. П. С. выехал со Св. Горы и последние месяцы своей жизни провел преимущественно в мон-ре св. ап. Иоанна Богослова. Несмотря на то что у него был рак и состояние быстро ухудшалось, П. С. продолжал принимать паломников и совершать аскетические подвиги: поклоны, бдения и молитвы.
П. С. был погребен в мон-ре Иоанна Богослова за алтарем соборного храма в честь прп. Арсения Каппадокийского. 13 янв. 2015 г. патриаршим и синодальным решением К-польской Патриархии он был причислен к лику святых. 5 мая 2015 г. решением Синода РПЦ его имя было внесено в месяцеслов РПЦ. Мощи его продолжают почивать под спудом.
Духовное делание П. С. включало традиц. аскетические подвиги: пост, поклоны малые и земные, совершение богослужений в келье по книгам, чтение Псалтири, молитва по четкам. Основанием подвигов П. С. называл любовь ко Христу и готовность к жертвенности. Он учил, что в мон-ре должен быть дух свободы, соединенной с любочестием (Житие. 2017. С. 143). В качестве важного аспекта духовной жизни П. С. часто называл «добрый помысл»: вопреки желанию осудить ближнего или огорчиться надо возделывать помыслы, помогающие оправдывать ближнего и славословить Бога (Слова. Т. 1. С. 205). В общении с мирянами П. С. нередко условием продолжения духовной беседы ставил исповедь паломника, без к-рой вопрошающий не смог бы до конца понять старца (Слова. Т. 3. С. 292). Говоря о молитве, П. С. учил, что необходимо чужую боль сделать своей собственной,- это приклоняет Бога на умиление (Слова. Т. 4. С. 241). Сам он с особым чувством молился об онкологических больных и радовался, когда Бог ниспослал ему самому рак. П. С. получил явные духовные дарования: по его молитве происходили исцеления, он знал имена, жизненные обстоятельства и душевные переживания приходящих к нему паломников, мог созерцать далеко происходящие события, предсказывал будущее, являлся людям в видениях, его слову повиновались животные, птицы и насекомые.
Опыт духовной жизни П. С. не излагал систематически, но по мере необходимости делился им в беседах. Его речь была очень живой и образной, в ней часто встречались аналогии из быта, сравнения с техническими изобретениями, он использовал игру слов на созвучии и рифме. П. С. подготовил к изданию 4 книги: ῾Ο πατὴρ ᾿Αρσένιος ὁ Καππαδόκης. Θεσ., 1975; ῾Ο Γέρων Χατζη-Γεώργης ὁ ᾿Αθωνίτης, 1809-1996. Θεσ., 1986 - биографические труды, первый из к-рых - Житие прп. Арсения Каппадокийского, второй посвящен старцу Хаджи-Георгию Афонскому. ῾Αγιορείται Πατέρες καί ῾Αγιορείτικα. Θεσ., 1994 - «Отцы-святогорцы и святогорские истории» - произведение в жанре патерика, содержит краткие высказывания и описания случаев из жизни афонских подвижников, к-рых прп. П. С. знал лично или о к-рых ему рассказали очевидцы. ᾿Επιστολές. Θεσ., 1994 - «Письма». Эту книгу старец подготовил перед кончиной и собрал в нее свои письма, в к-рых наставлял молодого монаха в аскетической жизни. Все эти книги изданы на русском, английском, арабском, болгарском, румынском и сербском языках, нек-рые - на венгерском, голландском, корейском, польском и финском. Книга «Малый цветник» (῾Ο μικρὸς ᾿Ανθόκηπος. ῾Αγιογραφικὰ κα πατερικὰ χωρία ἐπιλεγμένα ἀπὸ τὸν ῞Αγιο Παΐσιο τὸν ῾Αγιορείτη. Θεσ., 2018) представляет собой издание тетради, в к-рую П. С. делал тематические выписки из Свящ. Писания и святоотеческих творений.
Сохранилось большое количество писем П. С., аудиозаписей его бесед и свидетельств собеседников старца о его наставлениях. Этот материал сестры мон-ря св. ап. Иоанна Богослова систематизируют и постепенно издают многотомник под названием «Слова». С 1998 по 2018 г. с переизданиями вышли 6 томов с подзаголовками: Т. 1.- «С болью и любовью о современном человеке» (Μὲ πόνο κα ἀγάπη γιὰ τὸν σύγχρονο ἄνθρωπο. Θεσ., 1998), Т. 2.- «Духовное пробуждение» (Πνευματικὴ ἀφύπνιση. 1999), Т. 3.- «Духовная борьба» (Πνευματικὸς ἀγώνας. 2001), Т. 4.- «Семейная жизнь» (Οἰκογενειακὴ ζωή. 2003), Т. 5.- «Страсти и добродетели» (Πάθη κα ἀρετές. 2006), Т. 6.- «О молитве» (Περ προσευχής. 2012). Многотомник «Слов» также выходит в переводе на русский, английский, арабский, болгарский, польский, румынский, сербский и финский языки.
На греч. языке существует не менее 5 бденных служб, 4 молебных канонов и одного акафиста П. С. Наиболее распространены 2 службы - одна авторства митр. Иоиля Эдесского (начало стихир на малой вечерне: ῞Οσιε Παΐσιε, Θαράσων δένδρον πολύκαρπον («Преподобный Паисие, веси Фарасския древо многоплодное...») и вторая без надписания авторства, изданная исихастирием ап. Иоанна Богослова (начало стихир на малой вечерне: ῞Οσιε πάτερ Παΐσιε, ἀπὸ παιδὸς τῷ Θεῷ (преподобный отче Паисие, с детства Богу...»)). Обе эти службы переведены на церковнослав. язык, но официально одобренных богослужебных текстов П. С. в РПЦ пока нет.